Цели: -дать краткий обзор жизни и
творчества Л.Н.Толстого;
-углублять
знакомство с творчеством Л.Н.Толстого;
-выявить особенности художественного
мираТолстого.
-развивать
художественный вкус и эстетическое восприятие.
Оборудование: 1. Методический бюллетень «Великий писатель земли русской»;
2.
Мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»;
3. Рисунки
по произведениям Л.Н.Тостого.
Слово ведущего:
Толстой Лев Николаевич — граф,
русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900)
Петербургской АН.
Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852),
«Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира,
моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные
поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия,
духовный и социальный критицизм, проходят через все его творчество. В повести
«Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к
естественной и цельной жизни простого человека.
Эпопея «Война и мир» (1863-1869) воссоздает жизнь различных
слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв
народа, объединивший все сословия в войне с Наполеоном. Исторические события и
личные интересы, пути духовного самоопределения личности и стихия русской
народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые
природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-1877) - о трагедии
женщины во власти разрушительной «преступной» страсти - Толстой обнажает основы
светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение
семейных устоев.
Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным
сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой. С конца 1870-х
годов переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного
усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой
приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства -
бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной
церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных
классов»: роман «Воскресение» (1889-1899), повесть «Крейцерова соната»
(1887-1889), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы»
(1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и
нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-1886, «Отец
Сергий», 1890-1898, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован
в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера «Исповедь» (1879-1882),
«В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении
трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать
образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции
Астапово.
Сообщения учащихся:
«Радостный период
детства»
Толстой был четвертым ребенком в
большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда
Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо
представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее
образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное
сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»).
Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю
добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на
Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания
всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его
произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом
родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в
Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета,
затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года:
занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским
развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по
расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную
Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать
экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство,
историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени
совершенства в музыке и живописи».
«Бурная жизнь
юношеского периода»
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом
хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка
запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала
в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в
университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками
готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался
начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк.
Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами,
картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а
сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно
эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в
дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло
серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные
наброски.
«Война и свобода»
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии,
уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в
казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и
участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая
Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией
человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести
«Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег»
(1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат»
(1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике,
что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются
две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал
повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени
(напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями
«Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую
трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в
Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую
армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе,
проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В
Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т.
ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских
рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в
декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого
поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой
картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся
в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего
Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии
Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».
В кругу литераторов и
за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в
кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А.
Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы»
(Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении
Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако
чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в
«Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью
1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за
границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские
впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в
Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских
детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие
настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы
знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора
месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции,
Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не
удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных
статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и
отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная
Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими
же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им
в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в
Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
«Война и мир»
(1863-69)
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери
врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную
Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако
уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время
носил название «Тысяча восемьсот пятый год».
Время создания романа было периодом душевного подъема,
семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и
переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских),
работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле,
продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании
рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она
еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в
«Русском вестнике» первую часть «Войны и мира».
Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив
сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с
живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в
которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в
том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы
своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на
проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой
характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал
невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму,
ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).
«Анна Каренина»
(1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая
учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды,
Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив
композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны
Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика
Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по
убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением
прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности
тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным
рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный.
Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни -
этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору
героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников,
прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в
«Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого)
переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о
самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого
самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел
отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в
том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают
центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова
соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98,
опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в
1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная
публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме:
рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой
в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и
веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания
науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание
писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России),
в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86,
опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском
языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство
нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и
драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого
опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а
этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа
всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и
критические штудии богословских сочинений, которым посвящены
религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического
богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В
чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в
обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и
безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко
обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к
созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или
Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в
намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу
произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы
выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе
и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как
«выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть
эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее».
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве
Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством,
что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901
последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был
официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
«Воскресение»
(1889-99)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем,
волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно
близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к
деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных
противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота
природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь,
господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего
Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы
Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий
критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.
Уход и смерть
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя,
обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу
(провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал
резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная
драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний
Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную
Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден
был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме
начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о
здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не
только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры,
следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в
Ясной Поляне.
|