Кейс-технологии ранее
традиционно применялся только в обучении менеджеров и юристов: студентам
предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики,
которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной
деятельности.
Кейс-технологии (или кейс –
метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны – противопоставлены
таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя,
пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно
зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный
анализ и многое другое. Суть кейс-технологий – анализ реальной ситуации
(каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только
какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом
сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом
обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной
технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества
как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить
своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Сюжетную канву кейса (реальную
ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять:
публицистическая литература,
художественная литература.
Примеры кейс-заданий
При изучении творчества
Л.Толстого
Отрывок из произведения
«Детство». Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя,
который, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся
всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над
другим мальчиком.
Кейс-задание:
- Возможно ли было поступить
по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.
Для решения данного кейса мною
используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на
группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким
образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
По творчеству Лермонтова
«Герой нашего времени»
Кейс- задание:
Является ли Лермонтов прообразом
своего героя?
Учащийся, работая с текстом -
биографией и текстом произведения, должен привести свои доказательства и
сделать вывод.
<В 5 классе при изучении
произведения «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Кейс- ситуация:
- Представьте, каждый из вас -
летописец, живущий в Киеве, за окном не 2009, а 968 год(пусть дети подсчитают,
сколько лет тому назад это было). Вам удалось пережить данное нападение
половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие-либо важные сведение об
этом нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали,
зарисовали?
И пусть ученики составляют карту
расположения войск, шифруют летопись, составляют послание Святославу с просьбой
о помощи. При защите ответов рисунок или схема будут являться своеобразным
опорным планом.
В 9 классе при изучении
произведения «Бедная Лиза»
1 Кейс-задача:
- Определи основную причину
развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или
финал закономерен?<
2 Кейс-задача:
<- Предложите свой вариант
решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном
мире.
3 Кейс-задача:
- Представьте, вы - редакторы
Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать
произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить
в произведении?
Кейс может быть представлен и в
виде одного предложения – цитаты из текста.
Например, при изучении
произведения Стивенсона «Вересковый мёд»в переводе Маршака.
Кейс-задача в начале урока:
- Как вы понимаете эти слова?:
- Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
Цитата в данном случае и будет
являться кейсом. Учащиеся высказывают своё мнение и свои предположения. После
прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение
данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с
произведением.
Работа по решению кейсов
одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в
индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде
презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
Активное внедрение в работу
элементов этой технологии стало одним из факторов, повысивших качественный
уровень обученности моих учеников:
Именно применение кейс -
технологий в обучении литературы позволяет создать на уроке благоприятную среду
для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы
с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и
практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи,
предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано
высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он
позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Применение кейс-технологий в
преподавании литературы
В начале прошлого года мне на
глаза, попались данные исследований Международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student
Assessment).
Это исследование направлено на:
- определение уровня освоения школьных
программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе
знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции
в оценке успешности и эффективности проводимой политики в области общего
образования.
- данные, полученные в такого
рода исследованиях позволяют определить пути и возможности усовершенствования
методологии программы.
В России исследование
проводилось в 2006 г. Центром оценки качества образования Института содержания
и методов обучения Российской академии образования, при активном участии
Министерства образования и науки Российской Федерации,
Так вот: в части исследования,
касающейся предмета литературы и грамотности чтения , оценивались умения,
овладение которыми свидетельствует о полном понимании учениками текста:
нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или
его форму и их оценка.
И результат российских
школьников таков: самых высоких уровней
достигают всего 1,7% учащихся (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году). Для
сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии, самый высокий уровень
достигает16,7% процентов учащихся (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Цифры красноречивы, остаётся
добавить, что лучшие результаты из
российских школьников показали те группы учащихся, где были устойчивые системы
взаимоотношений учитель-ученик, а также
наличие интереса к предмету и вовлеченности в предмет.
Вывод по данным исследованиям
таков:
1) что давно
поставленная перед российской школой цель - подготовить выпускников к
свободному использованию учебных навыков в повседневной жизни - не достигается
в значительной степени из–за отсутствия должного внимания к практической
составляющей содержания обучения в основной школе, следствием чего является
нехватка у российских учащихся практико-ориентированных знаний и умений.
2) При этом уровень
предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превосходит
уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях показали существенно
более высокий уровень умения применять свои знания в близких к реальным
ситуациям.
Это говорит о том, что,
обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, российская система обучения
не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в
которых формируются эти знания.
Ещё одной особенностью
современности является постоянное расширение информационного поля, что
усложняет проблемы культурного выбора,
поиск альтернатив и способов принятия решений.
В свете всего перечисленного я,
как учитель- филолог, ставлю перед собой задачу
не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые
богатства русской речи, не только представить своим ученикам русскую и мировую
литературу как сокровище общемировой культуры, но и, что более важно и ценно,
добиться от учащихся активного владения богатствами устной и письменной речи,
научить их мыслить, развить их собственные способности к творчеству. Кроме
этого формировать устойчивые
поведенческие модели, основанные на сформированной системе гуманитарных и
нравственных ценностях.
Но для получения достойных
результатов в любой деятельности не достаточно только поставить перед собой
достойную цель, необходимо найти самый
эффективный путь к её достижению.
Мне необходимо было найти такую
активную технологию обучения, которая позволяла бы не в ущерб изучению программного материала максимально
задействовать коммуникативные навыки учащихся.
Поэтому – то я и обратилась к
обучающим кейс – технологиям, призванным активизировать работу учащихся,
совмещающих в себе уже прекрасно зарекомендовавшие методы в обучении, такие как
метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ, составление психологического
портрета и многое другое.
Само применение данных методик
помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как:
коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё
мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных
методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.
Суть кейс технологий – анализ
реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно
отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной
проблемы. Кейс технологии (или кейс – метод, как определяют его другие
методисты) противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем,
ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи
имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому
решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей,
приводящих к нему).
Сюжетную канву кейса (реальную
ситуацию для анализа) может составлять:
1) публицистическая
литература
2) художественная
литература
· Особенно детективного плана, например
"Кривой дом" А.Кристи. Чтение по главам и обсуждение ситуации (а как
будут развиваться события, кто, что и т.д.), а потом сравнить с оригиналом.
· Большинство произведений русских
прозаиков буквально созданы для т ого, чтобы быть изученными с помощью кейс
технологий. Чего только стоит "Герой нашего времени” – первый в русской прозе
"аналитический” роман. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя
биография, а именно личность человека – его поступки, душевная и умственная
жизнь, взятая изнутри как процесс. Раньше – в том числе и в поэзии – обычно
жизненные ситуации и чувства
По творчеству Лермонтова вообще
хороши всякого рода проектные работы, например: «Является ли Лермонтов
прообразом своего героя?» где учащийся должен привести свои доказательства и
сделать чёткий вывод.
Или при изучении творчества
Л.Толстого, как при работе над его произведениями для учащихся среднего звена, так и старшего.
(отрывок из произведения
«Детство» основой обсуждения поступок мальчика – главного героя – он, имея
очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему
негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим
мальчиком (возможно ли было поступить по другому и к каким бы последствиям это
бы привело)
В процессе изучения курса
литературы, в зависимости от тем, я использую кейсы различной сложности:
– Первая степень сложности: есть
практическая ситуация, есть решение. Школьники
определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное
решение, другой ответ?
Согласны ли вы с утверждением
Грибоедова о том «что в комедии25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
– Вторая степень сложности: есть
практическая ситуация – найди
её решение
Например, (при работе по
творчеству Пушкина, Лермонтова)
- Обоснована ли тема «Лишнего
человека» в русском обществе 20-30-х годов XIX века?
– Третья степень сложности: есть
практическая ситуация – определи
проблему и найди пути решения.
Например при работе над пьесой
Островского «Гроза». Предлагается: определить главную тему, проблему
произведения.
Решить данный кейс предлагается учащимся сразу
после первого самостоятельного прочтения произведения. Как правило, большинство учащихся главным в
произведении видят несчастную судьбу женщины, гораздо меньшее число детей
главной темой произведения видят
социальные проблемы и устрой общества, проблему несходства характеров членом
семьи и т.д. – решений может быть множество и все варианты имеют право на
существование, доказательство и обсуждение.
Кейс может быть представлен и в
виде одного предложения – цитаты из текста. Например, при изучении произведения
Стивенсона «Вересковый мёд» в переводе Маршака
начать урок с вопроса:- Как вы понимаете эти слава?:
- Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
Цитата в данном случае и будет
являться кейсом.
Подготовленные обычно в
письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и
составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После
прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение
данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с
произведением.
Ситуативные задачи (кейсы)на
уроках литературы могут быть связаны:
· с проблемами и перспективами взаимоотношений между
главными героями произведения
· с составления маршрута передвижения
героем произведения
· с составлением хронологических таблиц
произошедших событий
При этом решение кейсов одинаково эффективны в групповой работе
учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов
может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки,
описательной работы, эссе.
При умелом использовании такого
рода деятельности на уроках как решение кейсов происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации
обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически
создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к
индивидуализированному подходу к каждому учащемуся.
|