Сайт учителя русского языка и литературы Арсентьевой С.А. Суббота, 18.05.2024, 22:04
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 100
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Кейс-технологии в преподавании литературы

Кейс-технологии ранее традиционно применялся только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности.

Кейс-технологии (или кейс – метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны – противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий – анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять:

публицистическая литература,

художественная литература.

Примеры кейс-заданий

При изучении творчества Л.Толстого

Отрывок из произведения «Детство». Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя, который, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

- Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.

Для решения данного кейса мною используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

По творчеству Лермонтова

«Герой нашего времени»

Кейс- задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащийся, работая с текстом - биографией и текстом произведения, должен привести свои доказательства и сделать вывод.

<В 5 классе при изучении произведения «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Кейс- ситуация:

- Представьте, каждый из вас - летописец, живущий в Киеве, за окном не 2009, а 968 год(пусть дети подсчитают, сколько лет тому назад это было). Вам удалось пережить данное нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие-либо важные сведение об этом нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?

И пусть ученики составляют карту расположения войск, шифруют летопись, составляют послание Святославу с просьбой о помощи. При защите ответов рисунок или схема будут являться своеобразным опорным планом.

В 9 классе при изучении произведения «Бедная Лиза»

1 Кейс-задача:

- Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?<

2 Кейс-задача:

<- Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

3 Кейс-задача:

- Представьте, вы - редакторы Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

Кейс может быть представлен и в виде одного предложения – цитаты из текста.

Например, при изучении произведения Стивенсона «Вересковый мёд»в переводе Маршака.

Кейс-задача в начале урока:

- Как вы понимаете эти слова?:

- Не верил я в стойкость юных,

Не бреющих бороды.

Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают своё мнение и свои предположения. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Активное внедрение в работу элементов этой технологии стало одним из факторов, повысивших качественный уровень обученности моих учеников:

Именно применение кейс - технологий в обучении литературы позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Применение кейс-технологий в преподавании литературы

В начале прошлого года мне на глаза, попались данные исследований Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

Это исследование направлено на:

 - определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке успешности и эффективности проводимой политики в области общего образования.

- данные, полученные в такого рода исследованиях позволяют определить пути и возможности усовершенствования методологии программы.

В России исследование проводилось в 2006 г. Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, при активном участии Министерства образования и науки Российской Федерации,

Так вот: в части исследования, касающейся предмета литературы и грамотности чтения , оценивались умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании учениками текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

И результат российских школьников таков: самых высоких уровней  достигают всего 1,7% учащихся (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году). Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии, самый высокий уровень достигает16,7% процентов учащихся (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).

Цифры красноречивы, остаётся добавить, что лучшие результаты  из российских школьников показали те группы учащихся, где были устойчивые системы взаимоотношений учитель-ученик, а также  наличие интереса к предмету и вовлеченности в предмет.

Вывод по данным исследованиям таков:

1)                          что давно поставленная перед российской школой цель - подготовить выпускников к свободному использованию учебных навыков в повседневной жизни - не достигается в значительной степени из–за отсутствия должного внимания к практической составляющей содержания обучения в основной школе, следствием чего является нехватка у российских учащихся практико-ориентированных знаний и умений.

2)                          При этом уровень предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превосходит уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в близких к реальным ситуациям.

Это говорит о том, что, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.

Ещё одной особенностью современности является постоянное расширение информационного поля, что усложняет  проблемы культурного выбора, поиск альтернатив и способов принятия решений.

В свете всего перечисленного я, как учитель- филолог, ставлю перед собой задачу  не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, не только представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами устной и письменной речи, научить их мыслить, развить их собственные способности к творчеству. Кроме этого  формировать устойчивые поведенческие модели, основанные на сформированной системе гуманитарных и нравственных ценностях.

Но для получения достойных результатов в любой деятельности не достаточно только поставить перед собой достойную цель, необходимо найти  самый эффективный путь к её достижению.

Мне необходимо было найти такую активную технологию обучения, которая позволяла бы не в ущерб  изучению программного материала максимально задействовать коммуникативные навыки учащихся.

Поэтому – то я и обратилась к обучающим кейс – технологиям, призванным активизировать работу учащихся, совмещающих в себе уже прекрасно зарекомендовавшие методы в обучении, такие как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ, составление психологического портрета и многое другое.

Само применение данных методик помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.

Суть кейс технологий – анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс технологии (или кейс – метод, как определяют его другие методисты) противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) может составлять:

1)                          публицистическая литература

2)                           художественная литература

·         Особенно детективного плана, например "Кривой дом" А.Кристи. Чтение по главам и обсуждение ситуации (а как будут развиваться события, кто, что и т.д.), а потом сравнить с оригиналом.

·         Большинство произведений русских прозаиков буквально созданы для т ого, чтобы быть изученными с помощью кейс технологий. Чего только стоит "Герой нашего времени” – первый в русской прозе "аналитический” роман. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография, а именно личность человека – его поступки, душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс. Раньше – в том числе и в поэзии – обычно жизненные ситуации и чувства

По творчеству Лермонтова вообще хороши всякого рода проектные работы, например: «Является ли Лермонтов прообразом своего героя?» где учащийся должен привести свои доказательства и сделать чёткий вывод.

Или при изучении творчества Л.Толстого, как при работе над его произведениями  для учащихся среднего звена, так и старшего.

(отрывок из произведения «Детство» основой обсуждения поступок мальчика – главного героя – он, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком (возможно ли было поступить по другому и к каким бы последствиям это бы привело)

В процессе изучения курса литературы, в зависимости от тем, я использую кейсы различной сложности:

– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники  определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

Согласны ли вы с утверждением Грибоедова о том «что в комедии25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация –                                                                                    найди её  решение

Например, (при работе по творчеству Пушкина, Лермонтова)

- Обоснована ли тема «Лишнего человека» в русском обществе 20-30-х годов XIX века?

– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи  проблему и найди  пути решения.

Например при работе над пьесой Островского «Гроза». Предлагается: определить главную тему, проблему произведения.

 Решить данный кейс предлагается учащимся сразу после первого самостоятельного прочтения произведения.  Как правило, большинство учащихся главным в произведении видят несчастную судьбу женщины, гораздо меньшее число детей главной темой произведения  видят социальные проблемы и устрой общества, проблему несходства характеров членом семьи и т.д. – решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Кейс может быть представлен и в виде одного предложения – цитаты из текста. Например, при изучении произведения Стивенсона «Вересковый мёд» в переводе Маршака   начать урок с вопроса:- Как вы понимаете эти слава?:

- Не верил я в стойкость юных,

Не бреющих бороды.

Цитата в данном случае и будет являться кейсом.

Подготовленные обычно в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны:

·         с проблемами  и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения

·         с составления маршрута передвижения героем произведения

·         с составлением хронологических таблиц произошедших событий

  При этом решение кейсов одинаково эффективны в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках как решение кейсов происходит самопроизвольный  переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся.

Категория: Мои статьи | Добавил: солнышко (21.02.2011)
Просмотров: 15079 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 3.0/5
Всего комментариев: 5
5 kamar  
0
Скажите, а как использовать кейс технологию при изучении такой дисциплины как "практика письменного перевода" или "практика информативного перевода" или "функциональная стилистика РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ" Пишите на почту kamar.karimova@mail.ru

4 paytightihos  
0
hi

3 Ольга  
0
Спасибо! Работа глубокая и интересная!

2 смирнова валентина  
0
хочу использовать в своей работе данную технологию

1 Алена  
0
Только поняла значимость данной технологии. хочу попробовать приложить к своей работе. Спасибо. Ваша статья будет путеводной звездой.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz